г.Вологда, ул. Благовещенская, д. 26, оф.108 +7(911) 5000-273, 8(8172) 212-040

Мы в соцсетях

Компьютерное моделирование ДТП с помощью программы PC Crash

Есть вопрос?

Нужна помощь?

Закажите бесплатно консультацию. Найдем решение для Вашей проблемы от одного часа до 5 дней

autosf35@mail.ru
8 (8172) 212-040
8 (911) 500 - 273

Компьютерная программа PC Crash

Приложение PC Crash, разработанное компанией DSD (Dr. Steffan Datentechnik Ges.m.b.H, Австрия) для проведения независимой экспертизы, сейчас является одной из самых востребованных и эффективных программ, предназначенных для анализа и компьютерного моделирования механизмов и результатов, оценки ущерба при ДТП независимым экспертом.

В данной программе при расчете столкновения используется несколько разных математических моделей: стандартная модель удара и две более продвинутые модели: сетчатая и силовая.

Одно из серьезных преимуществ PC Crash заключается в том, что с помощью этого приложения можно в динамике производить расчеты перемещения транспортных средств (ТС) и прочих объектов с учетом воздействия окружающей среды и действий по управлению ТС, что позволяет провести независимую экспертизу.

Помимо этого, в приложении используются и кинематические расчетные модули. Результаты анализа и моделирования, получаемые в PC Crash, можно выводить в виде текстовых файлов с исходными и получаемыми при расчетах данными, а также, в более наглядных форматах, таких как таблицы, графики или диаграммы, для дальнейшего использования судебным экспертом при проведении независимой экспертизы.

Визуализация результата моделирования выполняется в плоской 2D (проекция сверху) и пространственной (3D) анимации. Результат моделирования может быть оформлен в виде проектного файла и приложен к заключению независимого эксперта для определения механизма ДТП.

КИНЕМАТИЧЕКИЙ АНАЛИЗ

Данный вид анализа перемещения объектов (ТС, пешеходы и т.д.) применяется для расчетов характеристик их движения в случаях, если независимая экспертиза проводится на основании исходных параметров, принимаемых по регламентным значениям, либо при их расчете (оценке) иным способом, например с использованием динамического программного модуля расчетов, при наличии такой возможности. Данный вид исследования и называется кинематическим расчетом.

Он позволяет представить элементарные процессы перемещения объектов при независимой оценке автомобиля после ДТП:

  • Перемещение с неизменной скоростью.
  • Равноускоренное движение.
  • Перемещение с меняющимся ускорением.

При моделировании судебным экспертом перемещения ТС возможно применение ещё двух процессов:

  • Отсутствия движения (объект стоит на месте).
  • Состояние моментального (скачкообразного) изменения некоторых характеристик, таких как, например, скорости в момент столкновения с препятствием и т.п.

В приложении для моделирования ДТП при независимой экспертизе возможно исследование и иных, случающихся в реальности, случаев, таких как отцепление прицепа и т.п.

ДИНАМИЧЕКСИЙ АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ

Динамикой называется дисциплина, описывающая движение объектов с учетом воздействия на них различных сил. Хотя в динамике ТС используются общие, классические положения данной дисциплины, данный раздел независимой экспертизы обладает определенной спецификой.

Так, в математической модели ТС, используемой для компьютерного моделирования и анализа ущерба при ДТП, как правило, рассматривается цельномасссовая модель ТС с кузовом, обладающим 6-ю степенями свободы (поступательное движение по трем осям координат и вращение вокруг тех же трех осей).

Величины воздействия на колесо со стороны боковой и продольной проекций основания (опорной поверхности, обычно, дорожного покрытия) определяются при независимой оценке авто на основании следующих параметров:

  1. Нормальной реакции основания.
  2. Коэффициента продольного и, отдельно, поперечного сцепления покрышек с основанием.
  3. Параметров бокового увода покрышек.
  4. Параметров продольного скольжения.

В PC Crash при выполнении расчетов судебным экспертом реакций основания на колеса ТС может использоваться и упрощенная (с линейными параметрами), и более сложная, но и точная, нелинейная модель.

Модель, предназначенная для расчета динамических параметров движения автопоездов в приложении PC Crash при независимой экспертизе, может использоваться и для расчетов динамики при высоких скоростях (оценка устойчивости и т.д.), и для расчетов параметров маневренности. Её принципиальная особенность заключается в том, что расчеты сил, возникающих в сцепном узле производятся по отдельности для буксира и для прицепа на всех шагах интегрирования до того момента, пока значения ускорений в сцепном узле для буксира и прицепа не перестанут совпадать.

МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СТОЛКНОВЕНИЙ

В исследовании ДТП независимым экспертом особо важное значение имеют расчеты столкновений, так как именно определяемый при этом характеристики движения (скорость, направление и т.д.) ТС в момент контакта кладутся в основу последующего анализа. Практически, анализ столкновения при проведении судебной экспертизы представляет собой промежуточное звено между вазой предшествующей контакту (предколлизионной) и фазой после контакта (постколлизионной). При анализе столкновений можно использовать методы прямого (моделирование), либо, обратного (реконструкция) расчета.

Без использования вычислительных возможностей компьютеров анализировать столкновения при независимой оценке авто во время судебной экспертизы можно только методом реконструкции, где основным инструментом являются расчеты на основании закона сохранения количества движения, а для проверки может использоваться закон сохранения момента. При лобовых столкновениях для выполнения расчетов, в основном, используется модель, построенная на основе закона сохранения энергии.

При расчете столкновений во время судебной экспертизы по методу реконструкции характеристики движения объектов на момент контакта рассчитываются исходя из итоговых положений, на основе характеристик их движения после удара, вплоть до первоначального положения, предшествовавшего контакту. Характеристики движения ТС при независимой оценке автомобиля сразу после контакта могут быть получены с помощью методик, используемых в автотехнике. Искомыми величинами являются параметры движения (прежде всего, скорость) в момент, непосредственно предшествующий контакту. Они рассчитываются независимым экспертом с использованием подходящих к данному случаю математических моделей, где за исходные величины принимаются параметры (скорости) объектов сразу после контакта.

Метод реконструкции (или прямой анализ) представляет собой расчет характеристик движения объектов сразу после контакта, который выполняется из первоначальных положений, на основе характеристик движения в момент непосредственно предшествующий контакту. Они могут быть получены с помощью тестирования или из заключения независимого эксперта при проведении судебной экспертизы. Эти значения принимаются за исходные. Движения сталкивающихся объектов при независимой оценке авто моделируется в динамике на момент контакта и последующей фазы посредством специального алгоритма, вплоть до итоговых положений. Модели собственно контакта и последующей фазы движения, а также полученные при расчетах результаты, подлежат проверке на соответствие следовым показаниям и прочим установленным объективным данным, позволяющим получить достоверную информацию о фрагментах случившегося ДТП.

При использовании независимым экспертом данного метода возможно применение разных моделей ударного контакта, которые могут быть основаны на различных гипотезах (предположениях) и ограничениях.  В случае необходимости, можно использовать оптимизацию. Анализ столкновений при независимой оценке автомобиля посредством прямого расчета является предпочтительным, так как в его основе лежат верифицированные модели, описывающие динамику ударных контактов и движения ТС.